Нашел две хороших книги. Читаю.
... отчего-то я категорически не доверяю современным книгам, посвященным славянской мифологии. Учитывая, сколько спекуляций породила эта тема в современной России, и все эти якобы найденные "чудо-пергаменты" - нет уж. Я желаю знать то, что было на самом деле- а не домыслы спекулянтов от истории. К тому же, насколько мне известно, этнография как наука тихо загнулась ( ну, по крайней мере, никто уже в глубинку не ездит и фольклор не собирает), и значит все новые работы - просто компиляция более старых источников.
И вот нашел я хорошую книгу, которая меня удовлетворила как минимум датой издания . А издана книга была в 1804 году. Автор - профессор Дерптского университета Григорий Глинка. Название - "Древняя религия славян". Читаю понемногу, продираясь через Яти и Еры. Правда надолго меня не хватает. Устаю быстро. И от непривычного стиля повествования тоже.
И тогда я начинаю читать вторую найденную книгу. Цикл польского автора Яцека Пекары об инквизиторе Мордимере Маддердине, живущем и действующем в альтернативном мире, где Иисус не погиб на кресте, а сошёл с него и покарал грешников огнём и мечом, где ангелы реальны и делом помогают в борьбе с ересью. Где магия существует.
Сюжет достаточно безыскусен, но читаю с удовольствием. Цикл в какой-то мере уникален. Тем, что повествование разворачивается от лица инквизитора. Который, несмотря ни на что, свято уверен в своей правоте. В том, что призван очистить этот мир от грязного ведовства, а муки грешников очищают их души. А может так оно и есть, в мире автора.
Этот мир жесток. Но без смакования. Этот мир чертовски логичен. Чем-то по духу он напоминает мне средневековые документы. Никакой сусальности "условного средневековья", так любимой авторами.
Инквизиторы - плоть от плоти этого мира. И тут автору удалось избежать двух жирных шаблонов, в которые обычно скатываются писатели. Инквизиторов обычно рисуют либо жестокими кровавыми маньяками, либо, наоборот, честными и неподкупными слугами Божьими, искренне радеющими за справедливость. Автор совместил оба этих подхода. Мордимер не колеблется, проявляя жестокость. Для него это естественно, также, как пытка - неотъемлемая часть судебного процесса. Его подручные - чистые бандиты. Сам инквизитор может взять деньги от зажиточного горожанина, чтобы начать определенного рода расследование. Но опять же, он - плоть от плоти это мира. И, несмотря ни на что, он уверен в том, что его долг - нести справедливость. Выявлять и карать грешников, непременно добиваясь раскаянья. Словом ли божьим, пыткой ли - не суть важно. И несет ее, в меру своих способностей. Освобождает невиновных. Сурово карает еретиков и чернокнижников.
В общем, инквизитор таков, каким он и должен быть с моей точки зрения. И в этой серии меня в первую очередь интересует сама личность Мордимера, раскрывающаяся по мере прочтения.